Дети с общим недоразвитием речи в анамнезе часто имеют родовые травмы, резус-конфликт, внутриутробную гипоксию, асфиксию; а раннедетский период богат частыми инфекциями, черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями. Всё это тормозит течение речевого развития, особенно с добавлением неблагоприятной речевой среды, дефицита внимания и общения.
У всех деток с ОНР поздно появляются первые слова — в трех-четырех-, а иногда и пятилетнем возрасте. У них значительно снижена речевая активность; речь малопонятна, с неправильным звуковым и грамматическим оформлением. Из-за неполноценности речевой деятельности страдают мыслительные операции, познавательная деятельность, внимание и память. Детей с ОНР характеризует недоразвитие общей, тонкой и речевой моторики, координации движений. С такой проблемой надо безотлагательно обращаться в детский логопедический центр и его специалисты окажут необходимую и своевременную помощь вашему ребенку.
Несформированная фразовая речь присуща детям с ОНР первого уровня. В их общении используются лепетные слова, предложения из одного слова, дополняемые мимикой и жестами, которые непонятны вне ситуации. Словарный запас этих деток резко ограничен отдельными звуковыми комплексами, звукоподражаниями и лишь некоторыми обиходными словами. Импрессивная речь также страдает при ОНР первого уровня: ребенок не понимает значение многих слов, грамматических категорий; грубо нарушается слоговая структура слова — часто воспроизводятся только звуковые комплексы, в составе которых один или два слога. Ребенку с ОНР 1 присуща нечеткость артикуляции, неустойчивость звукопроизношения, многие звуки произношению вообще недоступны. Имеется лишь зачаточный характер фонематических процессов: грубо нарушен фонематический слух, для ребенка непонятен и невыполним фонематический анализ слова.
Речь детей с ОНР второго уровня, вместе с лепетом и жестами, имеет простые двух-трехсловные предложения. Но по содержанию такие высказывания однотипны и бедны, выражают чаще всего действия и предметы. Отмечается также довольно значительное отставание от возрастной нормы количественного и качественного словаря: детям с ОНР 2 уровня незнакомо значение многих слов, они заменяются похожими по смыслу; несформированность грамматического строя речи: неправильно употребляются формы падежей, трудности в согласовании частей речи, в употреблении предлогов, единственного и множественного числа и т.д. ; происходит редуцирование произношения слов с простой и сложной структурой слога. Звукопроизношению присущи множественные искажения, замена и смешение звуков. У фонематического восприятия имеется выраженная недостаточность, у таких детей нет готовности к звуковому синтезу и анализу. В данном случае нужна помощь специалиста, и хороший, опытный логопед (Ростов-на-Дону) окажет её всем, обратившимся к нему.
Детьми с ОНР третьего уровня используется развернутая фразовая речь, но с употреблением преимущественно простых предложений, испытывая некоторые трудности в построении сложных. Близко к нормальному понимание речи, но есть затруднения в понимании и усвоении сложных грамматических форм — причастных и деепричастных оборотов, а также логических связей — временных, пространственных и причинно-следственных отношений. Словарный запас у таких детей достаточно увеличен: они пользуются практически всеми частями речи, чаще — глаголами и существительными, а наречиями и прилагательными — реже; для них типична неточность употребления названий предметов. Также ими могут ошибочно использоваться предлоги, неправильно согласовываться части речи, употребляться ударения и падежные окончания. Однако сложности в звуконаполняемости и слоговой структуре слов возникают лишь в трудных случаях. В произношении звуков и фонематическом восприятии уже в гораздо меньшей степени, но все же есть нарушения.
Дети, имеющие ОНР четвертого уровня, также сталкиваются со специфическими трудностями в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом; отличаются довольно низким уровнем фонематического восприятия, они ошибаются в словоизменении и словообразовании. Этими детками используется достаточно разнообразный словарь, однако они не всегда точно понимают значение редких слов, антонимов, синонимов, поговорок и пословиц и пр. В самостоятельной речи детям с ОНР четвертого уровня довольно трудно передавать логическое развитие событий, ими часто пропускается главное и делается упор на второстепенные детали, делается повтор ранее сказанного. Эффективную помощь таким деткам может оказать детский психолог с достаточным опытом работы, постоянно повышающий свою квалификацию, имеющий хорошие отзывы со стороны пациентов.